unico_unicornio (unico_unicornio) wrote,
unico_unicornio
unico_unicornio

Categories:

Семён Тривус: чудо, наука, мистика, благотворительность,суеверия



Прогулки      по      Санкт-Петербургу (23)




ДОХОДНЫЙ ДОМ (Чкаловский пр., дом 6)

Чкаловский проспект, дом 6


Когда собираешь материал о питерских домовладельцах начала 20 века, иногда натыкаешься на интереснейших людей, но то, что хранит о них интернет - те выборочные, небогатые сведения - рисуют подчас фантасмагорический портрет. Так случилось и с Семёном Львовичем Тривусом, владельцем дома № 6 по Б.Гребецкой (ныне Чкаловский проспект). Но сначала несколько слов о самом доме.

Чкаловский проспект, дом 6Чкаловский проспект, дом 6Доходный дом, построен в стиле модерн в 1906 году архитектором Сергеем Петровичем Кондратьевым. Владельцем всего квартала был Семён Львович Тривус. На Citywalls о нём даны следующие сведения: надворный советник, доктор медицины, думский врач Пб. части, Совет врачей санитарной комиссии (непременный член), Лавальский приют, Совет детских приютов ВУИМ, Городское Сампсониевское училище, амбулатория и лазарет Николаевского общества попечения о бедных в приходе Спасо-Преображенской Колтовской церкви [совр. адрес: Пионерская, 30], практикующий врач. Жил он на Большом пр. ПС, 32 (совр. 30).

Ну а теперь те обрывки, что удалось нарыть о нём в сети.

1. Первый - о самом настоящем чуде. Но не Семён Львович это чудо совершил. Просто его имя оказалось к нему привязанным. А так по жизни и работе он был психиатром. Однажды он лечил девочку Катю. Вот что об этом писал журнал "Кронштадтский Пастырь" №12, 1913 года:

"В половине Ноября 1912 года девочка заболела пляской св. Витта; болезнь быстро развивалась и проявлялась в следующем. беспорядочные и постоянный подергивания всех суставов не позволяли девочке ничего взять в руки; ее кормили с ложки. Ночами больная не спала и лежала с открытыми глазами; нельзя было на минуту оставить ее одну, чтобы не разбилась. Потом у неё отнялись руки, ноги и язык; она ничего не говорила, а только неестественно визжала и была совершенно невменяемой. Приходилось держать и носить ее на руках. Просить есть и пить не могла... Доктор Семен Львович Тривус , пользовавший больную, наконец заявил, что ее можно поправить только в больнице, и то не вдруг, и что положение её очень опасное. «Не полагаясь на одного врача, — рассказывает далее г. Москвин, — мы пригласили еще из Георгиевской общины доктора Комарова, который сказал тоже самое.

Однако, прежде, чем отправить Катю в больницу, я и жена моя, как люди верующие, решили сначала помолиться у гробницы Батюшки отца Иоанна. Недавно привозили болящую в Иоанновский монастырь, внесли в церковь-усыпальницу, посадили около гробницы Батюшки и заказали панихиду.

Измученные страданиями несчастной, мы горько плакали; многие присутствующие, видя наше горе, высказывали добрые пожелания и молились вместе с нами. После панихиды священнослужитель помазал руки и лицо больной елеем из горящей у гробницы лампады. Кроме того, жена моя взяла отсюда еще маслица, которым, по приезде домой, обильно помазала все тело болящей; и - о чудо!

После этого девочка в первый раз спокойно уснула, долго спала, а на утро произошло заметное улучшение её здоровья: накануне невменяемая, она теперь могла свободно держать в руках чайное блюдечко. Мы тотчас с радостию убедились, что необходимость отправления её в больницу миновала; а через несколько дней больная стала совершенно здоровою."


2. Второй обрывок сведений, касающихся Тривуса, относится к благотворительности.

" В 1901 благотворительница Александра Иосифовна Миренович по совету сотрудника Лавальского приюта д-ра Семена Львовича Тривуса передала во владение Совета деревянную дачу со службами на станции Удельной, по Ярославскому пр., 97 и пожертвовала 500 руб. на организацию проживания детей. Тогда с высочайшего соизволения здесь было учреждено заведение для летнего пребывания слабых здоровьем детей всех приютов на даче (преимущественно из числа приходящих). Его освящение состоялось 1 июня 1901. "

3. Следующий рассказ - о братце Иоанне, некоем крестьянине Самарской губернии Иване Чурикове, проповедовавшем в Петербурге. Благодаря ему, как писал Иван Трегубов: "тысячи пьяниц, алкоголиков, развратников, воров и опорочников перестали пить, развратничать, воровать и нищенствовать и ведут теперь трезвую, чистую, трудовую и вообще нравственную жизнь. Они совсем ничего спиртного не пьют, табаку не курят, бранных слов не употребляют и даже мяса не едят."

Тут же Трегубов вспоминает и нашего Семёна Львовича: Доктор С. Л. Тривус сказал мне:

«Что касается Братца Иоанна, то факты производимых посредством его внушений исцелений, особенно от пьянства и разврата, я вполне признаю, и за это я отношусь к нему с глубоким уважением и благодарностью. Стыдно сказать, но я скажу вам, что, не имея возможности уделять достаточно времени алкоголикам, я посылал их к Братцу Иоанну, и некоторые из них перестали пить, хотя далеко не все. Он пользуется в народе громадным нравственным авторитетом, и, благодаря этому, его внушение очень сильно. Это пушка против нашего врага – алкоголизма. Главное свое внушение Братец Иоанн производит на людей во время своих воскресных бесед. Здесь есть церковныя общества трезвости, но они не имеют такого успеха, какой имеет Братец Иоанн. Трезвенники последняго, сравнительно с церковными трезвенниками, отличаются большей сознательностью и устойчивостью».


4 - Следующий рассказ - о евреях, точнее, о саббатианстве. Саббатианство — это такое еретическое направление иудаизма, возникшее в 1665 году после того, как Саббатай Цви объявил себя мессией. Доктор Тривус написал об этом явлении статью.

Доктор Тривус в своей статье рассматривает массовые лжемессианские движения, и прежде всего саббатианство, с медицинской точки зрения. Он пишет: "Классическая эпоха эпидемий бесноватых была средние века, когда среди бедствий и насилий новые суеверные сказки громоздились над старыми языческими бреднями". Он фактически продолжает статью М.Кулишера, останавливаясь более подробно на саббатианском движении, используя оценку этого движения историком Грецом и его художественную интерпретацию Зангвиллем ("слишком идеализированную",- как отмечает Тривус ). Тривус пытается восстановить историю болезни Саббатая, который начинал и кончал свои послания к евреям "Я, Господь Бог Ваш, Саббатай Цви". По этому поводу Тривус говорит, что в любой психиатрической лечебнице можно найти коллекцию таких богов, но в 17 в. выдававший себя за бога имел надежду на успех. Поскольку не осталось никаких показаний врачей о Саббатае Цви, историю его болезни Тривус пытался восстановить по биографическим фактам, поведению, окружению и т.п. Свое исследование Тривус завершает выводом: "Психиатрический интерес имело саббатианство в период своего бурного возникновения, когда оно бешеным потоком залило еврейство. Когда же поток вошел в свои обычные берега, здесь снова место прагматичному историку."

5. Ну, и последнее упоминание - странный отголосок имени Тривуса в советской психиатрии 20-х годов. Разговор шёл о передаче мысленного внушения, над которыми советские учёные экспериментировали:

Все вышесказанное приводит к выводу, что опыты с так называемым «мысленным» внушением, или, точнее, с непосредственным индуцированием удаются как на нервных людях, так и на животных. А это убеждает нас в том, что и в толпе кроме взаимовнушения и так называемой заразы, вызывающей непосредственное подражание, должен действовать еще особый фактор в виде прямого воздействия путем непосредственной передачи возбуждения центров одного индивида соответствующим центрам другого индивида. Входить в выяснение самого способа передачи мы здесь не будем, ибо это выходит за пределы нашей задачи, но все же иные намечаются уже пути, по которым надо идти, чтобы найти правильное объяснение возможности упомянутой передачи в форме непосредственного воздействия.
Я имею здесь в виду новейшее исследование академика Е. Лазарева («Recherches sur la
theorie ionique de ('excitation» относительно ионической теории возюбуждения, а также
относительно доказанного еще ранее у нас колебания токов действия мозговой коры при
ее функционировании (см.: С. Тривус Токи действия в коре полушарий головного мозга
под влиянием периферических раздражений: Дис. д-ра мед. наук. СПб., 1900 и работу д-ра Ларионова, вышедшие из моей лаборатории). При этом колебания электрической энергии, которыми сопровождается возбуждение коры и проводников, должны неизбежно сопровождаться развитием герцовских лучей, которые, как известно, передаются в разных направлениях.

Итак, убеждение, словом, взаимовнушение, зараза путем подражания и прямая индукция — вот факторы, которые действуют в каждом собрании как в едином коллективе, объединенном одним общим настроением или одним лозунгом.


Вот и всё, что мне удалось узнать об этом человеке: он собирался лечить тяжело больную девочку, которую исцелило чудо; он активно занимался благотворительностью; он лояльно, без учёного скептицизма, относился к целителю из народа братцу Иоанну; он изучал психиатрические аспекты мессианского еретического течения и на него ссылались уже советские учёные...

Использованные материалы:
Citywalls
Блог православного библиотекаря
Энциклопедия благотворительности
Иван Трегубов. Беседы братца
Мессианские надежды в русско-еврейской периодике конца 19 - начала 20 вв.
Владимир Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни.
</cut>
Tags: Санкт-Петербург
Subscribe

  • Клара и тень

    Наши дни. Только настоящее - альтернативное. Это мир, где стремительно вошло в моду и развивается, вытеснив живопись, новое искусство -…

  • Американские боги

    Из тюрьмы к жене возвращается нелюдимый тридцатилетний парень со странным и загадочным именем - Тень. Однако вместо радостной встречи с любимой…

  • вдогонку предыдущему посту

    ...вот на полном серьёзе человек с 3-мя (тремя!!!!) высшими образованиями цитирует длиннющий отрывок из книги, где матёрый и полубезумный эсэсовец,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments